27 Января 2017 Общество Стиль жизни 

Что сделали и чего хотим…

Итоги полумесяца с Борисом Подопригорой

- Рейтинг0 +
  • 491 просмотр

Этот заголовок раскрывает суть многих претензий к нашей колонке. Некоторые считают, что мы из раза в раз обращаемся к планам-надеждам, потому что достигнутое либо скромно, либо неощутимо – вроде объёмов инвестиций, мегаватт и мало кем изъезженных километров. Сегодня у нас есть повод поразмыслить именно о сделанном. Причём, на фоне новогодних и послепраздничных дней, когда, казалось бы, дел у нас меньше, чем всегда. Мы не о походах в гости и даже не о праздничных подарках. Например, в виде музыкальных инструментов, вручённых замсекретаря совбеза Рашидом Нургалиевым детским учреждениям в 13 районах республики. По этому поводу мы никому не предлагаем умилиться и расчувствоваться. Но будем людьми: гость не только навестил свою малую родину, но проявил внимание к сотням мальчишек и девчонок, которым после этого станет, по крайней мере, веселее. Уточнять здесь километраж, цены и прочие нюансы было бы аналитическим идиотизмом.

Лучше поговорим о туризме. Многим землякам он тоже не очень заметен (приезжают-то издалека), но именно его состояние становится мерилом природного, культурно-исторического, экономического (инновационного, в том числе), да и человеческого потенциала Карелии. Добиться в этой сфере прорыва можно лишь напрягая усилия и учитывая разнородные обстоятельства. Например, то, что в последние годы зимний туризм вошёл в условную десятку глобальных направлений туристической деятельности. За его развитие ухватились даже страны с неоднозначной климатической репутацией, такие как Китай, Южная Корея и Япония. Карелия, в отличие от Кореи, тут имеет естественные преимущества. С другой стороны, любой туризм, и зимний не исключение, опирается на современную инфраструктуру. Её поддержание и развитие экономически оправдано лишь при индустриальном, а не кустарном подходе. Индустриальный же подход немыслим без рекламно-информационного обеспечения. И наоборот: если ничего не делается, то нечего и рекламировать. Иначе страстные любители зимы не искали бы ничего, кроме Арктики с Антарктикой.

И нечего было бы рассказывать на популярном (аудитория только в Германии - около 80 миллионов) немецком телеканале ZDF. Почти 45-минутный фильм о зимнем туризме на треть посвящён Кижам, Онеге, Петрозаводску. Уточним для любопытных: английское (глобализация-таки!) название фильма «Let it snow» («Пусть падает снег») перекликается с одноименным шлягером Фрэнка Синатры и почти одноименным хитом Сальвадоре Адамо «Tombe la neige» («Падает снег»). Эти детали важны для пространственного охвата, так сказать, мировых романтиков, ибо скептики-прагматики редко становятся заядлыми путешественниками. Добавим, что создатели фильма ищут применения отснятых материалов, не вошедших в основной сюжет. Практически одновременно британская газета The Telegraph составила список 50 лучших, следовательно, рекомендуемых, туристических маршрутов. К ним относится и 13-дневная поездка по северо-западу России, в том числе, по Карелии. Поясним: наряду с признанными «мекками» для богатых путешественников - испанской Сарагосой, «вечным» Римом и «вечно летним» Лос-Анджелесом. И ещё одна немаловажная деталь: в 2016 году китайские туристические компании направили первые организованные группы своих путешественников лишь в два новых для них региона России – Карелию и Крым (Ялту). Кстати, ежегодно по «белу свету» путешествуют около 140 миллионов китайцев (население РФ). А за грядущие 20 лет они рассчитывают эту цифру удесятерить (!). Нужно ли объяснять, почему мы об этом вспомнили? Впрочем, наш сегодняшний рассказ мы закончим грустным анекдотом об индивидуальных туристах из Поднебесной.

Мы приводим не случайные примеры из жизни. Карельская столица вошла в число самых популярных городов страны, где туристы встречали новогодние праздники. Рейтинг, в котором Петрозаводск занял 13 место, составлен по данным о бронировании отелей для проживания с 1 по 8 января 2017 года. По-прежнему востребована Новогодняя столица России 2016 года - Сортавала. Она вошла в пятерку самых популярных у туристов российских городов на Рождество. В 2016 году услугами туристских организаций и средствами размещения в Карелии воспользовались около 760 тыс. человек. Самыми посещаемыми местами стали горный парк «Рускеала» - около 300 тысяч туристов, музей-заповедник «Кижи» - 168 тысяч, заповедник «Кивач» - 120 тысяч.

Почему мы именно сегодня так подробно пишем о гостях и достопримечательностях, хотя в Карелию ездили всегда? Потому что туризм – это не только источник финансовых поступлений – в 2016 году оборот туриндустрии, то есть, объем предоставляемых услуг составил 1 млрд. 300 млн. рублей, что на 8 с лишним процентов больше, чем в позапрошлом году. Туризм это и барометр общественного отношения к Карелии, ибо туда, где плохо, за свой счёт не ездят. Но, пожалуй, главное - в сходстве туризма с… оборонкой, то есть, военно-промышленным комплексом. И там, и здесь изначальное производство (в нашем случае - услуг) подталкивает к важным экономическим и технологическим прорывам. Поэтому в наступившем году Карелия рассчитывает принять уже около 800 тыс. гостей. Ибо развитие туристической инфраструктуры означает, в том числе, строительство новых дорог и прочих объектов, которые будут использовать не только туристы. Этой логике соответствуют планы строительства автодороги к водопаду «Белые мосты» в Питкярантском районе, модернизация дорожного полотна к финской границе, а также в районах туркомплекса «Ладожская усадьба» и автотуристского кластера «Беломорские петроглифы». Кстати, весьма показательна повестка первого в 2017 году заседания правительства республики – состояние дорожной сети и перспективы её развития. Тем более что в планах правительства Карелии - строительство 10 крупных туробъектов, в том числе, в Лахденпохском, Сортавальском, Олонецком и Прионежском районгах

А создание при этом новых рабочих мест - это фактор укрепления социальной, а заодно и бюджетной сферы, в частности, на местном уровне. Существует и ещё одна зависимость, редко упоминаемая. Так, большинство инвесторов посещают Карелию сначала как туристы, потом с деловыми предложениями. Примером тому служит обращение голландской компании Momentum Capital о строительстве у нас завода по производству биотоплива из древесной массы, очень востребованной в Европе. Да и в целом туристические площадки (от люксовых спортивных баз до экзотических «этнодеревень») всё чаще используются для установления деловых контактов. Особенно это относится к зимнему туризму, привлекательному для энергичных молодых представителей среднего класса и выше (пенсионеры чаще едут туда, где теплее).

Возвратимся к заголовку: я даже не знаю, чего больше в нашем рассказе – итогов или планов? Что сделали или чего хотим? Пожалуй, всё-таки, результатов того, что сделано. В самый что ни на есть «расслабляющий» месяц.

Ну, а в заключении - сценка из жизни: лето прошлого года, петрозаводский вокзал. Китайская семья тщетно пытается что-то выяснить, отчаянно протягивая каждому встречному карту с иероглифами. Их радости не было предела, когда у железнодорожных касс они, наконец, встретили того, кто говорит по-китайски. Оказалось, они ищут автобус, упомянутый на карте. Чтобы добраться до причала теплоходов, следующих на Соловки. На вопрос: «вы-то знаете, куда приехали?» последовал ответ: «как куда?, в Беломорск!» … их поезд, увы, уже тронулся с места…

Учите языки, господа, пригодится!



Комментарии (0)

    Добавить комментарий