18 Апреля 2016 Общество 

Главное - что в итоге, или зачем Карелии премьер-министр?

Итоги полумесяца с Борисом Подопригорой

- Рейтинг3 +
  • 2 комментария
  • 2764 просмотра

Ответ на этот вопрос уже дан в трети российских регионов, где разведены должности губернатора и главы правительства. Законодательство в этой части у нас гибкое: считаете нужным ввести должность премьера - вводите. Премьер - это, по сути, заведующий региональным хозяйством, в отличие от губернатора, осуществляющего общее политико-административное управление краем. Проще говоря, губернатор назначает «завхоза», а тот - набирает команду под задачу. Набирает, разумеется, по согласованию с главой. Житейская логика подсказывает: там, где нагрузка на главу позволяет ему справляться без «завхоза», можно сэкономить на «функционалах». Если нет - то такая экономия обойдётся дороже. С 2010 года Карелия обходилась без премьер-министра, но это привело к тому, что глава отвечал и за стратегическое планирование, и, образно говоря, за повседневное латание дыр.

Вот что по этому поводу говорят видные российские специалисты по теории управления. Они, в том числе, академик Дмитрий Гавра и профессора Галина Грибанова и Сергей Большаков, приводят несколько соображений в пользу диверсификация власти. Во-первых, это требование дня, который ни сегодня, ни завтра не обещает безоблачности. Иными словами, проблем меньше не становится, время поджимает, поэтому кадровый состав рациональнее перегруппировать, чем его расширять или заменять одного управленца другим. Тем более что решать задачи приходится «с колёс». «Размазывание» же текущих проблем по министерствам-ведомствам без «ответственного исполнителя», равно как и назначение им без того перегруженного губернатора не эффективно. Ибо не только «утяжеляет» управленческую вертикаль, но и наводит на мысль о «семи няньках». Во всяком случае, ситуация с аварийным жильём показала, что напрямую ответственного в этой истории найти сложно: один - только пришёл, другой - уже ушёл, а третий - отвечает лишь частично… В итоге отдуваться и получать выговор пришлось Александру Худилайнену.

Во-вторых, перегрузка главы текучкой ограничивает его «выходы» за пределы региона. Притом, что межрегиональная и даже международная кооперация более соответствует потребностям дня, нежели поиск внутренних резервов, чаще уже изученных и, как оказывается, не бездонных. Поэтому логичнее направить деятельность главы в стратегическое русло, перепоручив «тактические» заботы его «полномочному дублёру» - премьер-министру. Прислушаемся к тем же специалистам, как выяснилось, вполне владеющим карельской «злобой дня». Некоторые из них говорят без обиняков: «Дай Бог вашему губернатору справиться с ФЦП, да ещё включить Карелию в Арктическую программу!»

В-третьих, то, что предопределено опытом и насущными потребностями федерального строительства. Преемственность власти, в частности, её пополнение компетентными управленцами невозможно без «стажировки» этих управленцев на должности «дублёра» главы. Ни один чиновник, включая первого, тем более просто заместителя главы, не приобретает такого опыта, как председатель правительства. А экспериментаторство, обусловленное, в том числе, лучшими намерениями (Карелия это тоже проходила), редко оправдывается грядущими результатами. Это подтверждает и исторически не давний советский опыт, когда безотносительно названий должностей главой региона почти всегда становилось доселе «второе лицо». Иными словами, для того, чтобы стать политиком, нужно овладеть социально-экономическим блоком. Этому не перечит и многовековой, при этом наглядный, военно-административный опыт. Он предполагает «тандем» командира и начальника штаба. Кстати, именно начальник штаба, а не другой заместитель, остаётся за командира и выдвигается в командиры.

По напрашивающейся аналогии вы спросите, а где же новые управленцы? Почему мы тасуем карты (кадры!), назначая на обновлённые должности уже знакомых лиц? Ответ нам подсказывает сама жизнь, а не только учёные: потому что в обострённой социально-политической ситуации новичок скорее сломается, чем закалится. Лошадей на переправе не меняют - эта мысль уже звучала в наших комментариях. Но должности, по своей сути требующие не замыленного взгляда на процесс управления, вполне могут быть доверены узким профессионалам и даже критикам прежних подходов. Главное - что мы получим в итоге!



Комментарии (2)

  • рейтинг -0+
    чудик 03.05.2016 15:05

    Худи могут просто не дать работать. Москва непредсказуема и что у неё на уме, можно догадываться, но не угадать.

    Ответить

    • рейтинг -0+
      винт 05.05.2016 19:05

      Согласен на все 100%. Кремль дело тонкое.

      Ответить

Добавить комментарий