17 Февраля 2016 Общество 

КТО САМ ЕСТЬ ЗНАНИЕ – ТОТ СОЗДАЕТ МИРЫ

Оранжевый квадрат и «пестрая крышка»

- Рейтинг4 +
  • 1 комментарий
  • 1501 просмотр

Художник Владимир Фомин - автор удивительных живописных и графических работ в стиле авангардного лубка, созданных по мотивам всемирно известной эпической поэмы «Калевала». Его картины запоминаются гармоничными сочетаниями ярких открытых цветов, ювелирной филигранностью точечно-мозаичной техники исполнения, утонченной изысканностью пластики. В новой серии работ художник-примитивист развивает идеи, воплощенные ранее в сериях «Калевала» и «Мандалы». Об этом мы беседуем с Владимиром.

 

- В конце прошлого года мне на глаза попался журнал «Наука и религия», на обложке которого опубликована твоя картина «Мандала Илмаринена. Сампо». Герои «Калевалы» в виде мандал – это неожиданно.

- Принцип мандалы заложен в основе многих форм древнего искусства. Наиболее сложные формы мандалы разработаны в Тибете и Индии. Тибетцы используют их для медитации: с их помощью они концентрируют свой разум и мысленно проходят шаг за шагом через множество измерений пространства, времени и сознания. Такое путешествие приводит к глубоким внутренним изменениям, одаряет новыми прозрениями своего «я» и сути жизни.

Мандала - сложное сакральное явление и один из важнейших геометрических символов, понимаемых как некая модель Вселенной. В мандале заключается опыт прошлого, настоящего и будущего человечества, синхронность в пространстве и времени, в действиях, мыслях и чувствах. Это универсальная геометрическая композиция, символизирующая стремление к духовному центру, единству ментального и физического.

Мое философское мышление всегда развивалось через геометрические фигуры. Не важно, как рождались образы - из литературы, из музыки, из ниоткуда, просто из космоса, я знал, что могу передать изобразительным языком свое представление о мире с помощью геометрии. Пифагор называл геометрию визуальной музыкой, музыкой сфер. Мандалы - это небесные симфонии, гармоничные сочетания математических формул. Мандалапроявляется в строении атомов и галактик. Земля, какой она видится из космоса, снежинка, лабиринт, человеческий глаз - все это тоже мандалы. Орнаменты кижской архитектуры, узоры заонежской вышивки, солнечные и лунные знаки беломорских петроглифов, соловецкие лабиринты, – все вписывается в мандалу, как в матрицу.

- «Мандала Илмаринена. Сампо» - символический образ одного из главных героев «Калевалы» и его главного творения - загадочного предмета Сампо.Центральное место в картине занимает оранжевый квадрат.

- Квадрат - повсеместно распространенный геометрический символ. Одно из основных его значений - Земля как часть Вселенной, как противопоставление кругу Небес. В христианской традиции, на Востоке, в Индии, Китае, Монголии и других странах квадратсимволизирует земную жизнь и материальный мир, в противоположность кругу, воплотившему в себе божественную, небесную и духовную сферу. В китайской символике квадрат означает земные силы. В древнем трактате «Ли цзи» указывается, что небо кругло, а земля квадратна. В мусульманской традиции квадрат считался изображением человеческого сердца и четырех постоянно действующих на него сил: божественных, ангельских, человеческих и сатанинских. У алхимиков квадрат символизировал соль и землю. Квадрат – это человек.

- Оранжевый цвет квадрата в картине «Мандала Илмаринена. Сампо» также символичен?

- Символике цвета с давних времен придавалось большое значение. Язык красок отражался в сказках, народных преданиях и древних мифах. В древности оранжевый цвет олицетворял любовь земную и небесную. Оранжевые одеяния носили греческая богиня Аврора, музы, оракулы, жены жрецов Юпитера и римские боги. В оранжевом облике являлась кельтская богиня Идуна, хозяйка молодильных яблок, которые обеспечивали вечную молодость, здоровье и силу. В различных культурах народов мира оранжевый цвет ассоциируется с солнцем, источником тепла, света и жизни, весельем, радостью, счастьем и праздником. Этот цвет наполняет человека энергией. Именно поэтому он на особом счету у магов, шаманов и целителей.

- По мысли Делакруа, «цвет таит в себе еще не разгаданную и более могущественную силу, чем обычно думают». Современная наука пришла к выводу, что наиболее полно информацию можно передать не аналитическими умозаключениями, а художественными средствами - через форму, линии, цвет. Ты пишешь яркими, чистыми, открытыми цветами, как на иконах пятнадцатого века: золотистая охра, изумрудная зелень, пламенная киноварь, ослепительная ляпис-лазурь и нежные, как подснежники, оттенки жемчужно-розового, фиолетового, лилового и серебристо-зеленого.

- Цвет был одним из самых сложных символов в древней иконе. Центральной иконой в иконостасе пятнадцатого века на Руси был «Спас в силах» - образ Иисуса Христа в окружении геометрических фигур. В этой иконе раскрывается тайна Божественных энергий Благодати и Премудрости. В Откровении апостола Иоанна говорится: «Престол стоял на небе, и на престоле был Сидящий; и Сей Сидящий видом был подобен камню яспису и сардису; и радуга вокруг престола, видом подобная смарагду». Алый ромб, алый квадрат и зеленый овал, на фоне которых изображен Спаситель, - это яспис (яшма), сардис (сердолик) и смарагд (изумруд). Эти драгоценные камни в Библии символизируют Божественные энергии. Сардис, камень красного или желто-оранжевого цвета, является библейским символом Божественной Благодати, или Любви. «Сердолик» означает «радующий сердце». Древние народы Востока считали, что сердолик оберегает от смерти и болезней, дарит счастье и покой, улучшает настроение, помогает в любви.

Оранжевый цвет, объединяющий квадрат и снежинку в картине «Мандала Илмаринена. Сампо», указывает на великую созидающую и объединяющую силу любви – земной и Божественной. И еще он напоминает об огне, в котором плавится железная руда. Огонь и железо – атрибуты «вековечного кователя» Илмаринена. Он открытый, бесхитростный, верный, надежный, трудолюбивый и… немного простодушный. Помнишь эпизод, когда Вяйнямёйнен, воспользовавшись доверчивостью кузнеца, показывает ему «второе чудо» и заманивает на верхушку елки, чтобы при помощи заклинаний отправить в Похьелу? Илмаринен бесхитростно-прямолинеен, угловато-квадратен во всем: и в личной жизни, и в профессиональной - он соль земли. В отличие от Вяйнямёйнена, умеющего создавать разные вещи при помощи магических заклинаний, Илмаринен творит чудеса в основном руками и в поте лица.

- Да, все персонажи «Калевалы» мастерски владеют словом и используют его силу для достижения своих конкретных, земных целей: влюбить, исцелить, наказать, защитить. Пожалуй, только кузнец Илмаринен, добиваясь своей цели, создает нечто конкретное не словом, а своими руками.

- Герои «Калевалы» - волшебники, шаманы, волхвы, дети богов, заклинатели духов и стихий. Они состязаются в силе магических заклинаний, но их геройская сила скорее духовная, чем физическая. Сила духа от мудрости, а сила без мудрости - это глупость или злость. Вяйнямёйнен сильнейший из героев, потому что мудрейший. Слову придавался сакральный, вещий и «вещный» смысл. В одной из книг «Правед», в которых хранятся древние священные знания северных волхвов, говорится: «Кто сам есть знание - тот создает миры».

- Но даже старый мудрый волхв Вяйнямёйнен признает непревзойденное мастерство Илмаринена.

- Илмаринен в «Калевале» назван искусным, кузнецом мастеровитым, вековечным славным мастером. У него прекрасно получаются орудия труда, украшения, оружие, воинские доспехи, бытовые предметы, это добротные и красивые вещи. А вот золотая дева не удалась. Не было в красивом, но холодном золотом идоле живого, горячего, трепещущего золотого сердца, божественной души, а человеку нужен человек.

Не очень везучий в личной жизни, в своем деле Илмаринен божествен. К моменту создания загадочного артефакта - «пестрой крышки» - у него уже был опыт по изготовлению необыкновенных вещей (он «ковал и свод небесный, купол мастерил воздушный»), но самое главное его творение, шедевр, который, единожды создав, невозможно повторить даже его создателю, - чудесное Сампо. Талантливый и требовательный к себе, мастер много раз переделывает свое творение, доводя его до совершенства.

- Концептуальная идея произведений, над которыми так вдохновенно и творчески трудится Илмаринен, обычно принадлежит кому-то другому, чаще всего - Вяйнямёйнену.

- Если провести параллели между карело-финским язычеством «Калевалы» и славянским язычеством, то Вяйнямёйнен подобен старейшему богу Велесу, Илмаринен - богу среднего возраста Сварогу. Прародитель певцов Вяйнямёйнен способен творить словом, а слово творит мир. Как первый и бессмертный рунопевец, он участвовал в процессе сотворения мира. Вяйнямёйнен олицетворяет мир идей. Согласно славянской мифологии Сварог - бог-кузнец, и в своем кузнечном ремесле Илмаринен, конечно, бог. Воплощая идеи Вяйнямёйнена - образы ментального мира, он создает материальный мир, как Бог-Творец создал Вселенную. Идея дается свыше, но воплощающий ее Илмаринен - не просто талантливый исполнитель, он тоже Творец – мастер, художник.

- Что означает снежинка, зависшая над квадратом? 

- Снежинка символизирует божественное начало, некую универсальную субстанцию, образующую сокровенную сущность вещей, нематериальную основу всего вещественного, видимого, явленного мира.

Все люди состоят из одних и тех же элементов, но каждая личность уникальна. Все снежинки похожи по структуре, но нет ни одной одинаковой по форме. В снежинке порядок и хаос сосуществуют вместе. Дело в том, что атомы кислорода в структуре снежинки выстроены упорядоченно, образуя правильные шестиугольники, а атомы водорода расположены хаотичноИз всего многообразия структур в природе базовой является шестигранная структура, когда шесть молекул воды объединяются в кольцо. Такой тип структуры характерен для льда, снега и талой воды. У классической снежинки, как на картине«Мандала Илмаринена. Сампо», шесть лучей. Число шесть – это число гармонии, единства мужского и женского начала, символ творения и совершенства.

Все совершенное в матрице мироздания имеет круглую форму. Мандала снежинки идеально вписывается в круг. Снег – одно из трех состояний воды, без которой невозможна жизнь на земле. Вода – самое сильное информационное поле, через которое можно передать любую информацию. Практически все заговоры и лекарственные настои делаются на жидкостной основе, потому что человек сам более чем наполовину состоит из жидкости. Вода – проводник, а человек – электрическая система, в нем «никогда не замерзает электрическая вода». Являясь проводником идей Создателя, человек осуществляет божественное предназначение – быть самим собой.

- Это центральная тема поэмы Ибсена «Пер Гюнт», герой которой в конце концов возвращается к самому себе, к исходной точке.

- Эта тема звучит рефреном и в других произведениях Ибсена… Человек обязан трудиться – прежде всего над собой, преодолевая лень, эгоизм и множество других пороков. «Бог стал человеком, чтобы человек стал Богом», сказал Афанасий Великий.

- Мне почему-то кажется, что снежинка на картине «Мандала Илмаринена. Сампо» находится в динамике.

- Ты видишь? Да, мне хотелось добиться эффекта медленного вращения. Галактики, созвездия, планеты - во Вселенной все вращается. Это вращение носит циклический характер. Спирально кружатся звездные миры, двойной спиралью закручена молекула ДНК. Спираль - это жизненный путь человека и Вселенной. Гете подчеркивал тенденцию природы к спирали, называя ее «кривой жизни». «Прямая линия противна природе, - писал О`Генри. - В природе все движется кругами». Всюду мы можем обнаружить череду идеально слаженных циклов. Спираль - универсальный символ круговорота жизни.

Всюду мы находим отголоски «круговой темы». Во всех мировых культурах процессы изменения и развития отображаются в форме круга: движение времени, небесных тел, смена времен года, колесо жизни. Основные значения символики круга: божественное начало, небо, вечность, совершенство, непрерывность, гармония. Круг соответствует небу и всему духовному, это Бог и все, что имеет божественное, космическое происхождение.Человеческое сознание и то, что создано человечеством, - все берет свое начало в божественном образе. Во многих традициях круг как графический образ сферы представляет образ космоса и основного божества, чаще всего солнца. Колесо – символ солнечной энергии. Солнце – центр, спицы – лучи. Колесо - атрибут солнечных богов и земных правителей. Оно символизирует жизненный цикл, перерождение и обновление. Вращающееся колесо связано с циклами рождения, смерти, возрождения и судьбой человека. Шестиспицевое колесо, спицы которого образуют монограмму Иисуса Христа, сделал своим личным символом римский император Константин Великий. Этот знак стал символом обозначения христианской веры в Византии.

С вращением связано древнее гончарное искусство, изначально носившее магический характер. Слово «зодчий» означает «горшечник» (от зъдъ – глина). Отсюда слова: здание, создание, созидание. Взаимосвязь Великого Зодчего, Создателя и его творения - человека – выражена в вечном взаимном отражении. Отражение небесной снежинки в земном квадрате – проявление взаимодействия Создателя-Творца и Человека-Творца. Взаимосвязь круга и квадрата в картине «Мандала Илмаринена. Сампо» представлена как проявление божественного начала в человеке. В узорах оранжевого квадрата (человека) проявляютсявидоизмененные очертания снежинки (Бога). Сампо на земле - проекция небесной шарманки:что на небесах, то и на земле.

- Мы изучали «Калевалу» по школьной программе и с детства помним, что Сампо - нечто вроде рога изобилия, скатерти-самобранки или волшебной мельницы, из которой сыплются зерно, соль и золото. Но хозяйка Похьелы, женщина не бедная, просит о чем-то большем, чем материальное благополучие:

Я на золото не падка,

В серебре я не нуждаюсь…

Сможешь ли сковать ты Сампо,

Крышку пеструю устроить?

Не все так просто с этим Сампо, да? Почему все так стремятся обладать этим загадочным предметом?

- Вопрос о том, что представляло собой Сампо, интересовал Лённрота до конца жизни. Он называл его неясным волшебным предметом, который обеспечивал благополучие, средства существования. Одни исследователи сравнивали руны о Сампо с античным мифом о ларце Пандоры. Другие предполагали, что Сампо - музыкальный инструмент вроде кантеле, но из железа. Третьи утверждали, что это корабль. Четвертые – что это талисман, обладание которым приносило счастье и удачу, так же, как обладание священным Граалем. Однажды Лённрот сказал, что значение слова Сампо со временем настолько изменилось, что неизвестно, каким оно было первоначально. Он перечислил шесть различных версий: музыкальный инструмент, водяная мельница, идол, торговый корабль, талисман и вся земля Суоми. Ни одна из них не объясняет достаточно убедительно, чем же на самом деле является Сампо.

- Писательница Милла Синиярви (наша бывшая соотечественница, живущая в Финляндии), устав доказывать, что Сампо – не волшебная мельница, даже написала статью на эту тему. Высказывались разные версии трактовки образа Сампо: лягушка, божий храм, бубен шамана, утренняя звезда, столб, поддерживающий небосвод, пограничный столб и даже… фальшивые деньги. Лингвисты говорят о том, что в народной поэзии слово с этим корнем может трактоваться как осетр, дуб, часть корабля, сауна, сани, выдра, крышка, столб.

Неожиданную гипотезу выдвинул петербургский исследователь Игорь Кондратьев. Нелогичным ему показалось то, что кузнец Илмаринен, имея опыт изготовления Сампо, вместо того, чтобы сделать новое, ввязывается в авантюру с его похищением. Опираясь на топонимику, финно-угорскую филологию, содержание рун и гидроинженерные расчеты, Кондратьев пришел к выводу, что у Сампо есть конкретный исторический прототип, озеро в Ленинградской области, в древности окруженное сваями. Сваи позволяли поднять уровень озера и повысить его рыбность. О сваях, забитых вокруг озера, пел и Архиппа Перттунен, руну с этой загадочной деталью записал от него сам Лённрот. Там есть странное сравнение: «Озеро - как лодки плетение». Кондратьев предположил, что сшивание бортов озера подобно сшиванию бортов лодки при ее строительстве. Уничтожение свайного ограждения - это и есть гибель Сампо.

- Гипотеза Кондратьева заслуживает внимания, но, сама понимаешь, меня как художника больше интересует философский смысл «Калевалы». С этой точки зрения мне не так уж важно, где находится конкретное место, в котором разворачиваются события, описанные в поэме, или что конкретно представляло собой Сампо – огороженное сваями озеро с плотиной и мельницей или что-то еще. Тем более что ни сами рунопевцы не имели об этом представления, ни Лённрот. Меня вполне устраивает место «где-то там» - Вселенная, в которой существуют планеты, звезды и галактики. Человек – тоже Вселенная. Меня интересует взаимосвязь Создателя-Творца и Человека-Творца.

Сампо - объект многоуровневый. Можно сказать, что это воплощенная философская категория народного счастья. В конечном итоге Сампо скатывается в море и разбивается на мелкие куски. Вяйнямёйнен собирает его остатки, приносит их народу и говорит, что даже осколков этой некой чудесной вещи будет достаточно для счастливой жизни. В переносном смысле эти обломки означают мудрость и жизнестойкость. Эта мечта о счастье объединяет героев «Калевалы» и заставляет их действовать. В образе чудесного Сампо воплощается мечта человечества о недостижимом, обретенном, утраченном и возрожденном счастье.

- Основная тема Сампо, чудесного творения в формах круга, шара, колеса нашла отражение в твоих предыдущих работах, вошедших в серию «Калевала». В этих картинах много элементов, указывающих на движение, вращение, превращение, энергию, что подчеркивает связь этого чуда с жизнью.

- Некоторые исследователи считают, что в основе слова «калевала» лежат древнеарийские, санскритские корни. Это подтверждает существование древнейшей северной Гиперборейской цивилизации и единого праязыка. «Кали» означает «время», «кругооборот»; «вал» – «Высший Бог», «Творец». Таким образом, слово «калевала» расшифровывается как «круговращение Бога, мироздания». Бог - великий шарманщик, создавший всю эту великую красоту, чтобы люди были счастливыми. Он крутит ручку небесной шарманки, и все движется: галактики, созвездия. Периодически все повторяется. Этот замкнутый цикл отражается и на Земле. Существует некая цикличность, заданность в развитии человечества, в возникновении и гибели цивилизаций. Мы существуем в матрице Создателя. Если провести аналогию с другими древнейшими эпосами, тогда Сампо - это остаточные воспоминания о гиперборейском Храме Полюса с водоворотом в центре. Гиперборея была прародиной ариев – Ариавартой, что означает «свет вращающийся» или «светлое кольцо». Все божественное, как и Сампо, имеет круглую форму - земля, солнце, луна, планеты, звезды. И все это движется. Если изъять часть этого коловращения, движение прекратится.

- Споры о том, что такое Сампо, идут с самого появления «Калевалы». Неоднократно в рунах при его описании говорится о том, что у него «пестрая крышка» - очень красивая метафора.

- «Пестрая крышка» – это звездное небо с северным сиянием. В стародавние времена существовал культ ночного неба. Звезды завораживали древних людей. Представляю, в каком экстазе они были от этого фантастического зрелища. Для них это была непостижимая загадка. Все мифы – это некая проекция человека в небе. Бог создал небесную шарманку в трехмерном измерении, а человек, глядя в звездное небо, не видит расстояния между звездами и воспринимает его как плоскость, для него это и есть «пестрая крышка». Это возбуждает его фантазию и заставляет человека мечтать. Так рождаются мифы, сказки и легенды. Воображение важнее, чем знания, сказал Эйнштейн. Древние люди, глядя на небо, заметили, что все звезды перемещаются, а одна всегда стоит на месте. Поэтому они решили, что там живет верховное божество.

- О какой звезде ты говоришь?

- Полярная звезда в созвездии Малой Медведицы. Большая Медведица на русском Севере называлась Лосицей. У многих охотничьих народов существовал культ небесных лосей или оленей. Это подтверждают петроглифы, писаницы, оленные камни в Европе, на Кавказе, в Сибири. Сохранились чудские и приуральские шаманские бляшки с изображением лосей. В сибирском фольклоре существуют мифы о божественной лосихе, хозяйке Вселенной и матери зверей. Образ лося-оленя сохранился в устно-поэтическом и декоративно-прикладном искусстве. Много вышивок с олене-лосями и рогатыми полуженщинами-полуваженками, особенно у финно-угорских народов. Изображения небесных оленей и лосих есть не только у карелов, у русских тоже. Олень символизировал обновление, возрождение, непрерывный круговорот жизни. Он сбрасывает и вновь отращивает рога. Ветвистые рога оленя ассоциировались с Древом жизни, воплощали связь земли и неба. В некоторых уже исчезнувших с лица земли вепсских деревнях жители вели свой род от оленя, в других - от лося. Шаманское захоронение, найденное на Оленьем острове Онежского озера, связано с культом лося. Многие онежские петроглифы изображают созвездия. Петроглиф Оленя соответствует Большой Медведице.

- Хозяйка Похьелы, которая инициировала создание Сампо, олицетворяет темные силы. Сампо развалилось, но Лоухи все же утащила «пеструю крышку».

- Темные силы вообще любят все яркое, пестрое, блестящее, как вороны.

- Хотя в руне сказано, что «не пришлось ей взять от Сампо ничего, что было б ценно… лишь щепотку», сдается мне, что старуха в накладе не осталась.

- Да как сказать. Силу-то свою после этого великая и ужасная ведьма стала терять. Хоть и попортила она еще крови калевальцам, но превратилась в злобную, вредную и бессильную старуху. Лоухи украла у людей счастье, и с тех пор люди несчастливы.

- Может быть, ей просто тоже хотелось быть счастливой, но зло эгоистично, завистливо, ущербно. Тьма всегда стремится к свету.

- Наоборот, тьма бежит от света. Свет пролагает путь во тьме. Темные и светлые силы, которые борются за человеческие души, наблюдают, как проявляет себя человек, живя на планете Земля. Они взвешивают, чего в нем больше – светлого или темного, чему принадлежит его душа – свету или тьме… Все воры провалятся в ад, даже если они строят церкви. Храм надо возводить в своей душе. У человека всегда есть шанс исправиться, и тогда весы качнутся в другую сторону.

Источник счастья находится внутри человека. Большинство людей несчастливы, потому что занимаются не своим делом. Они не любят то, что делают, поэтому результат нулевой. Для меня Сампо – символ творчества, и оно приносит мне счастье, то есть счастье – и есть Сампо. Я по-настоящему счастлив, когда пишу картины.

- Картина «Мандала Илмаринена. Сампо» условно делится на два уровня: верхний - божественный (снежинка) и нижний - земной, человеческий (квадрат). Основанием, на котором стоит квадрат, служит узкая полоска орнамента. Ты нередко прибегаешь к этому художественному приему, выстраивая композицию в линейно-горизонтальных плоскостях. По «дорожкам» из деревьев или домиков, напоминающим домотканые коврики-дорожки, гуляют на твоих картинах «животные невиданной красы».

- Орнамент, по-древнерусски узорочье, означает «украшение», «драгоценности». Элементы, которые составляли старинные русские узоры, имеют древнейшее происхождение и связаны с языческим культом почитания богов-покровителей, олицетворявших силы добра. Знаки-обереги символически изображали богов-покровителей, мифологических существ и предметы, относящиеся к силам добра.

В космосе все висит, а на земле все стоит. Деревья, из которых состоит орнамент в основании квадрата, напоминают о наших корнях. «Корни – это главное», говорила святая бабушка в фильме Паоло Соррентино «Великая красота». Геометрический орнамент невозможен без Бога. Он - начало всех орнаментов. Человек геометрически выверен. Как и все живое в природе - от Вселенной до простой снежинки. Космос - система орнаментов. Человек лишь ее фрагмент. Лес, деревья - как язычество над христианством. Оно невидимо присутствует в нашей жизни и изначально участвует в формировании нашего сознания. Оно окружает нас и живет в нас. Мы все язычники с крестом на груди. Дерево – это и человек. Это вечный спор человека с самим собой, со своим одиночеством в огромном мире. Это мое слово в диалоге, который люди ведут с Богом. Я просто пишу красивый узор, потому что человек по своей сущности - повторяющийся узор, орнамент. Проходя путь в лабиринте от рождения до смерти, человек повторяется на новом витке в новом качестве. Повторяясь, он меняется, но неизменна цель - быть самим собой, оставаясь верным своему предназначению… Эпическая поэма «Калевала» - это и есть те самые корни, без которых невозможно существование этноса. Память о прошлом – те скрижали, на которые мы опираемся.

 

Беседовала Наталья Бычкова

 



Комментарии (1)

  • рейтинг -2+
    бриз 03.03.2016 00:03

    Стоит признать, что Владимир Фомин один из самых самобытных современных художников в своём жанре - авангардный лубок. Его картины жизнерадостны, оптимистичны и всегда с удивительной глубокой собственной философией. Талантливый и постоянно чего-то ищущий... Совершенно не случайно в своём творчестве он обращается к эпическим произведениям классиков. Теперь классическую и современную литературу мы воспринимаем через иллюстрации и картины Фомина

    Ответить

Добавить комментарий