27 Декабря 2012 Окно в Европу Туризм 

Финляндизация Карелии по-худилайненовски

- Рейтинг5 +
  • 12 комментариев
  • 14944 просмотра

Историки-гурманы под термином «финляндизация» понимают сложные политические явления, включающие в себя как комплекс механизмов и практик финляндско-советских отношений в годы правления Урхо Калева Кекконена, так и складывавшуюся в связи с этим политическую культуру Финляндии. Однако для большинства читателей сайта www.2013ptz.com финляндизация связана с представлениями самих финнов, долгое время воспринимавших ныне российскую Карелию как часть воображаемого культурного и политического пространства Финляндии. Как следствие, в Карелии, несмотря на очевидную принадлежность к советскому, а позднее российскому политическому, экономическому, социальному и культурному пространству, многие общероссийские процессы и тенденции приобретали специфическую региональную окраску именно под финским влиянием. «Восточная политика» Финляндии – постоянно уточняющийся и корректирующийся феномен, в определённой степени зависящий от системы политических сигналов, подаваемых Главой Карелии.
Очевидно, что Александр Худилайнен, как и значительная часть населения республики, априорно испытывает недоверие к карельскому потребительскому рынку. Начавший формироваться ещё в степановские времена стереотип о превосходстве финского потребления при С. Катанандове стал заметным социальным явлением. В приграничной Карелии он является движущей силой огромного потока товаров, ввозимых для личного использования через российско-финляндскую границу. Именно «плохое» качество продукции, выпускаемое в Карелии, в противовес «европейскому» качеству финских товаров – где «европейский» является оценочной, а не географической характеристикой – выступает основным субъективным аргументом в пользу приобретения потребительских товаров в Финляндии.
На противопоставлении «некачественной» made-in-Republic-of-Karelia-вещи или вещи, изготовленной for-sale-in-Republic-of-Karelia, и основаны взгляды значительной части населения на финские вещи как отдельный, по сути дела, бренд. Формирование финской вещи как бренда восходит к советскому периоду, когда Советский Союз был важным рынком для потребтоваров, производившихся в Финляндии. Финский сервелат был у советских граждан объектом предновогодних мечтаний, так же, как и, например, финские холодильники марки «Розенлев», один из которых даже стал частью выкупа за невесту в фильме «Кавказская пленница».
В посткатанандовские годы повседневная практика «ввозить решительно всё» стала сходить на нет. Но тут грянули инициативы нового Главы республики. Регулярное железнодорожное сообщение. Приглашение финским строителям участвовать в подрядных конкурсах на ремонт автомобильных дорог в Карелии. Регулярное крупноавтобусное сообщение. Приглашение финским инвесторам размещать свои производства, пользуясь созданными под них республиканскими налоговыми каникулами. Обязательная «переобувка» шин на финский лад. И последнее … готовность выделить из республиканского бюджета многомиллионные дотаций финскому авиаперевозчику, согласному «поработать» на изначально убыточной линии из Петрозаводска. Мало того, что подобные новаторские предложения прямо противоречат Бюджетному кодексу РФ, но они ещё оказываются задействованными в публичном пространстве при конструировании образа указанной выше финляндизации.
Хотя, возможно, всё это – слова-пыль и на самом деле несерьёзно. Как, например, двуязычная вывеска на здании петрозаводского вокзала. Финские туристы составляют ничтожную часть пассажиропотока, прибывающего в Петрозаводск на поезде: гораздо более удобным выступает автомобильный транспорт. Однако данное противоречие оказывается кажущимся. Ведь целевой аудиторией этого знака являются не финские туристы, а приезжие из других российских регионов. Финская вывеска на первом встречающемся им городском здании призвана показать «инаковость» данного пространства, его обособленное положение в структуре российских городов. Вариант культурной нормы. Но не более того.



http://www.2013ptz.com

Комментарии (12)

  • рейтинг -7+
    Саша Т. 27.12.2012 20:12

    Сайт про выборы мэра города П вообще интересно пишет. Хорошо, что этот проект продолжается. Удачи!

    Ответить

  • рейтинг -0+
    Иван 01.01.2013 14:01

    какая-то правильная статья

    Ответить

  • рейтинг -0+
    АС 04.01.2013 16:01

    Уважаемая редакция, вы свою электронную почту не проверяете? Было желание обсудить одну тему.

    Ответить

  • рейтинг -1+
    Марфа Посадница 04.01.2013 22:01

    Возвращение поезда, однако, никто не отметил. С губернатором не встречался никто, кто что-то решает с финской стороны?

    Ответить

  • рейтинг -0+
    Сердитый Вепс 07.01.2013 08:01

    Худи ищет возможность завести в Карелию инвестиционные деньги, показать себя эффективным управленцем, из федерального бюджета получается, видимо, не очень, вот и возникла идея "финляндизации"... Да и языковых проблем особенных нет, а че - жить не только рядом с финкой, а как в финке - идея для простых граждан привлекательная... Как в той же "Кавказской пленнице", - "А мы здесь и поставлены для того, чтобы сказку сделать былью!"

    Ответить

    • рейтинг -0+
      Русская 06.11.2013 22:11

      Инвестиции - это ничто иное как кредиты. Когда нечем будет возвращать "выгоду", нечем выплачить, будут заложены земли. Такое проихсодит сплошь и рядом. РОДовые наши земли раздает пришлый чиновник. Такая участь постигла Алтай. 3/4 российских земель уже заложено ВБ..

      Ответить

  • рейтинг -0+
    Галина 10.01.2013 15:01

    У меня материал вызвал скорее негативное отношение. Во-первых, почему нет фамилии автора? Претензия на аналитику есть, но какая-то анонимная. Во-вторых, почему в, даже положительные инициативы, сразу вызывают отторжение и критику? Может быть, кто-то считает, что вылететь на лысой летней резине, на встречку и погибнуть, при этом погубить еще и водителя, переобувшего своего коня, лучше? Если нет денег на зимнюю резину, ставь авто в гараж. В-третьих, где вы видели "вещи" с маркой сделано в Карелии. Продукты, кстати, к вещам не относятся. Ну и по товоду финских вещей. В начале 80-х, работала в одном из районов Карелии. На сданные ягоды, купила финские осенние сапоги, в которых подметка отклеилась через 1,5 месяца. Местные умельцы отремонтировали, но носить обувь уже было нельзя. Да и сегодня качество многих финских товаров вызывает вопросы, потому что они производятся в Китае, и не только. Однажды в Финляндии решила купить финские кухонные ножи, долго выбирала, разглядывая мелкий шрифт, ища страну производителя. Каково же было мое удивление: ножи известной финской фирмы были сделаны в Ленинградской области. А история двуязычных вывесок идет из советских времен. И ничего плохого в этом я не вижу.

    Ответить

  • рейтинг -0+
    easy 14.08.2013 00:08

    Согласен с Галиной. Есть в названии статьи и вообще что то пренебрежительно-ханжеское. Что уж тут говорить: все мы хотим жить в цивилизованном пространстве , и Финляндия-самый близкий пример.Почему бы не привлекать специалистов и перенимать опыт?

    Ответить

    • рейтинг -0+
      Русская 06.11.2013 22:11

      Непонятно, зачем обезьянничать с запада?! Разве у нас нет своей Русской истории?
      не для того ли рушили с/х и промышленность, производство, чтобы потом такие, как вы с открытым ртом восхищались Финкой?!

      Ответить

  • рейтинг -0+
    Наталья 21.08.2013 09:08

    Также согласна с предыдущими отзывами. При этом проблема интересная и важная. Мой взгляд как изнутри (родилась в Карелии и привязана к ней), так и "снаружи" - живу вдалеке. Ничего плохого во внешних элементах и в культурном плане вообще не вижу - часть вывесок на финском - так это ж с детства привычно, налаживание экономической связи, транспортное сообщение, участие финнов в строительстве дорог и промышленности- да вы что, уважаемый автор, против хороших дорог? Или предпочитатете использовать на стройках нелегальную эмиграцию из бывших азиатских республик? Конечно, государство должно защищать интересы местных производителей, расставлять приоритеты. Так не закрывать же границу для этого, а на деньги инвесторов научиться работать на уровне того самого финского качества, и если на финских товарах увижу "сделано в Петрозаводске" - только порадуюсь.

    Ответить

    • рейтинг -0+
      Русская 06.11.2013 22:11

      А вы не задумывались, почему у нас нет хороших дорог? почему у нас теперь настали времена, что их строить некому? у нас все безрукие? Может, для начала, ставить именно эти вопросы перед властью, а потом уже завидовать "уровню" да финскому качеству..

      Ответить

Добавить комментарий